Сайт учителя-логопеда Комиссаренко Ольги Викторовны

Положение о логопункте

 ПРИКАЗ №12 ОТ 15.01.2003 ГОДА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЕАО.

 

Об организации работы

логопедического пункта

общеобразовательного учреждения.

 

Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 2

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок орга­низации деятельности логопедического пункта как структур­ного подразделения государственного, муниципального об­щеобразовательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном уч­реждении в целях оказания помощи обучающимся, имею­щим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Основными задачами логопедического пункта являются: кор­рекция нарушений в развитии устной и письменной речи обу­чающихся; своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ; разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти — десяти классов I ступени начального общего образования и трех—восьми классов I сту­пени начального общего образования в общеобразовательном учрежде­нии, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразви­тие речи; заикание; недостатки произношения — фонетический дефект; де­фекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обус­ловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недораз­витием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, име­ющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследова­ния речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1. За­числение в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года. Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеоб­разовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразо­вательного учреждения не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учи­тель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в тече­ние всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняе­мость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3). Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, прово­дятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразователь­ного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых клас­сов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся:

- с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;

—с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловлен-­
ные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием
речи, не менее двух-трех раз в неделю;

—с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-
двух раз в неделю;

—с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по
Р. Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере
формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия
с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися снедостатками произношения отдельных звуков.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушения­ми речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое уч­реждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, оториноларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеоб­разовательного учреждения и родителям (законным представителям) обу­чающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организа­цию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой па­тологией, комплектование групп.

 

Учитель-логопед:

 

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обуча­ющимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждения­
ми, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;

г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегод­ный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии
устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (приложение 4).
Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей
санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (приложение 5).

 

Заместитель министра Е.Е. Чепурных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 к инструктивному письму

Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 2.

Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.

(заполняется учителем-логопедом после обследования обучающихся).

п

№ п/п

Фамилия, имя обучаю­щегося, дата рождения

Класс

Дата обследова­ния

Реальная успеваемость по родному языку

Заключе­ние учителя-логопеда

Примечания

Приложение 2 к инструктивному письму

Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 2.

Речевая карта

(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт).

 

Приложение 3 к инструктивному письму

Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 2.

Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.

 

Группы обучающихся

Предельная наполняемость (чел.)

Общеобразователь­ное учреждение, расположенное в городе

Общеобразователь­ное учреждение, расположенное в сельской местности

С общим недоразвити­ем речи (ОНР)

До 4

До З

С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР)

До 5

До 4

С фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонема­тическим недоразвитием речи (ФН)

До 6

До 5

С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи

До 4

До 2

С недостатками чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи

До 5

До 4

С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи

До 6

До 5

Заикающиеся

До 4

До З

С недостатками произно­шения отдельных звуков

До 7

До 6

Примечание: минимальная наполняемость группы — 3 обучающихся.

Приложение 4 к инструктивному письму

Министерства образования Российской

Федерации от 14.12.2000 N2.

Отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте за учебный год.

Классы

Нарушения устной речи

ОНР

ФФН

Фонематическое не­доразвитие

Фонети­ческий дефект

Заика­ние

Выявлено обучающихся

1-й класс 2- 4-й классы

Зачислено в логопедичес­кий пункт

1-й класс 2-4-й классы

Отчислено из логопедичес­кого пункта

1-й класс 2-4-йклассы

Оставлено в логопедичес­ком пункте

1-й класс 2-4-йклассы

Выбыло

1-й класс 2-4-й классы

Классы

Нарушения письменной речи

Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР

Нарушения чтения и письма, обусловлен­ные ФФН

Нарушения чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием

Выявлено обучающихся

1-й класс 2-4-йклассы

Зачислено в логопедичес­кий пункт

1-й класс 2-4-й классы

Отчислено из логопедичес­кого пункта

1-й класс 2-4-й классы

Оставлено в логопедичес­ком пункте

1-й класс 2-4-й классы

Выбыло

1-й класс 2-4-йклассы


Приложение 5 к инструктивному письму

Министерства образования Российской

Федерации от 14.12.2000 г. N 2.

Список рекомендуемого оборудования логопедического пункта.

1.Настенное зеркало для логопедических занятий (50x100) 1 шт.

2.Зеркало для индивидуальной работы (9x12) 8 шт.

3.Логопедические зонды, шпатели

4.Разрезная азбука (настенная) 1 шт.

5.Кассы букв (индивидуальные) 8 шт.

6.Учебно-методические пособия

7.Настольные игры, игрушки, конструкторы

8.Умывальник 1 шт.

9.Классная доска 1 шт.

10.Шкафы для пособий 2—3 шт.

11.Стол канцелярский 1 шт.

12.Стулья 5 шт.

13.Комплект «парта — стул» 8 шт.

14.Песочные часы   1 шт.

15.Секундомер 1 шт.

16.Метроном 1 шт.

17.Магнитофон 1 шт.

18.Проигрыватель 1 шт.

19.Набор пластинок

20.Диапроектор (или фильмоскоп) 1 шт.

21.Кодоскоп 1 шт.

22.Экран 1 шт.

23.Видеомагнитофон 1 шт.

24.Компьютер 1 шт.

25.Дискеты

24 мая 2016 в 03:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.