Сайт учителя-логопеда Комиссаренко Ольги Викторовны

Программа 1 класс

 Программа

логопедической работы с учащимися 1 класса  с ОНР.

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными наруше­ниями устной и письменной речи. Подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

1. Дать понятие о слове и предложении;

2. Обобщить сведения по звукобуквенному составу языка;

3. Уяснить смыслоразличительную роль фонемы;

4.  Учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соот­ветствия между звуками и буквами:

5. Закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слого­образующей роли гласных букв

 

Характеристика программы

Программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся 1-го  класса,  испытывающих  трудности формирования  письменной речи (письма и чтения).

Программа рассчитана на 51 час групповых занятий, проводимых 2 раза в неделю, и включает следующие разделы:

- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

- обогащение словарного запаса;

- развитие грамматического строя и связной речи

Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развитию грамматического строя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Содержание работы

Количество часов

I

Предложение

4

II

Слово

7

III

Слоговой анализ и синтез

2

IV

Звуки речи. Звукобуквенный анализ и синтез слов.

4

V

Ударение

2

VI

Гласные и согласные звуки

6

VII

Звонкие и глухие согласные

2

VIII

Твердые и мягкие согласные

2

IX

Дифференциация согласных.

22

Всего

51

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

ГРАММАТИ-ЧЕСКИЕ ТЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕ-МЫЕ НА ЛОГОПЕДИ-ЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

ЛЕКСИ-ЧЕСКИЕ ТЕМЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОТКЛОНЕНИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ

1 четверть

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КОЛИ-ЧЕСТВО ЧАСОВ

11

1

Речь устная, письменная.

Осень.

1

2.

Предложение.

Особенности осени ЕАО

Познакомить с понятием «предложение». Учить отвечать полным предложением. Упражнять в выделении предложений из речевого потока, слышать, чувствовать, понимать интонацию, законченность предложения.

Развитие слухового внимания, памяти. Формирование пространственных ориентиров.

1

3,

Предложение и слово.

Зима. Особенности зимы ЕАО

Уточнить понятие «слово»; Упражнять в различении «слово-предложение». Учить определять количество слов в предложении и их порядок с помощью опорных схем.

Развитие зрительного восприятия и узнавания. Уточнение и расширение зрительного поля.

2

4.

Слова, обозначающие предмет.

Весна. Особенности весны ЕАО.

Учить различать слова, обозначающие предметы. Упражнять в постановке вопросов к словам-предметам. Учить выделять слова-предметы на фоне других слов.

Развитие зрительного анализа и синтеза.

2

5.

Слова, обозначающие действие.

Лето. Особенности лета ЕАО.

Учить различать слова, обозначающие действия предметов. Упражнять в постановке вопросов к словам-действиям. Учить выделять слова-действия на фоне других слов.

Развитие психологических

предпосылок к обучению: 1)устойчивость внимания;

2

6.

Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие.

Школьные принадлежности,

Закреплять понятие о словах-предметах, словах-действиях. Упражнять в составлении предложений по схеме.

2)наблюдатель-ность, особенно к языковым явлениям;

1

7.

Слова, обозначающие приз-нак пред-мета.

Дикие животные. Животные наших лесов.

Познакомить учащихся со словами, обозначающими признак предмета. Учить правильно изменять слова-признаки по родам. Учить вычленять слова-признаки на фоне других слов.

2 четверть

3)способность к запоминанию; 4)способность к переключению ;

2

12

8.

Звуки речевые и неречевые.

Домаш-ние жи-вотные.

Домаш-ние жи-вотные нашей области.

5) навыки и приемы самоконтроля;

2

9.

Звуковой состав слова «Звуки и буквы».

Птицы.

Птицы ЕАО.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого - звукового состава слова. Дать понятие «звук-буква».

6) познавательная активность. Формирование полноценных учебных умений:

2

10.

Гласные 1 ряда (а. о, э. ы, у)

Рыбы. Рыбы рек ЕАО.

Познакомить с образованием гласных. Учить слышать и выделять гласные звуки из ряда слогов, звуков, слов..

1. планирование

предстоящей

деятельности;

2

11.

Согласные звуки и буквы (и, с, к, т, л, р, в)

Насеко-мые. Насеко-мые ЕАО.

Познакомить с образованием согласных звуков. Уточнить артикуляцию и акустические признаки согласных.

2. принятие учебной задачи:

2

12.

Дифференциация гласных и согласных.

Мебель. Части комна-ты.

Учить слышать и выделять гласные (согласные) звуки из ряда звуков, слогов, слов, определять место гласных и согласных звуков.

3. активное осмысление материала;

2

13.

Слог.

Овощи.

Овощи, выращиваемые в нашем регионе.

Учить делить слова на слоги. Упражнять в определении количества слогов, опираясь на количество гласных. Учить определять порядок слогов в слове. Дать понятие о слогообразующей роли гласных.

3 четверть

4. выделение главного в учебном материале.  5.Контроль за ходом своей деятельности.

2

20

14.

Ударение.

Транс-порт.

Учить выделять ударный слог, отхлопывать ритмический рисунок слова.

4. Применение знаний в новых ситуациях.

2

15.

Мягкие и твердые согласные звуки.

Профес-сии.

Научить слышать твердое и мягкое звучание согласных, различать на слух и в произношение. Научить выделять го слогов, слов твердые и мягкие согласные, опираясь на гласные 1 и 2 ряда.

5. Анализ, оценка, продуктивность собственной деят-ти.

2

16.

Звонкие и глухие согласные.

Птицы.

Птицы ЕАО.

Уточнить артикуляцию и акустические признаки звонких и глухих согласных. Научить слышать звонкое и глухое звучание согласных, различать на слух и в произношении. Учить узнавать глухие и звонкие согласные на материале слогов и слов.

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

2

17.

Звуки П-П. Буква П. Звуки Б-Б. Буква Б. Дифференциация Б-П.

Кто как передвигается?

Упражнять в различении согласных Б-П в устной и пись-менной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Учить выделять согласные Б-П из слогов, слов. Воспитание слухового внимания на эти звуки.

1) умение слушать и слышать учителя;

2) умение принять учебную задачу,

2

18.

Звуки Т - Т . Буква Т. Звуки Д - Д. Буква Д. Дифференциащ Т-Д.

Способы приема пищи..

Тоже самое со звуками Т-Д.

поставленную вербально; 3)умение свободно владеть вербальными средствами общения;

2

19.

Звуки Г - Г. Буква Г. Звуки К - К. Буква К. Дифференциация Г - К.

Детеныши животных.

Тоже самое со звуками Г-К.

4)умение целенаправленно и последовательно выполнять учебное задание.

2

20.

Звуки С - С. Буква С. Звуки 3-3. Буква 3. Дифференциация С - 3.

Части головы, лица, тела.

Гоже самое со звуками С«3.

Формирование коммуникативных умений и навыков

2

21,

Звуки В - В. Буква В. Звуки Ф - Ф. Буква Ф. Дифференциация В - Ф.

Часть - целое.

Тоже самое со звуками В-Ф.

адекватно ситуации учебной деятельности.

2

22.

Звук Ш. Буква Ш. Звук Ж. Буква Ж. Дифференциация III Ж."

Расши-рение глаголь-ной лексики.

Тоже самое со звуками III-Ж.

Развитие психических процессов:

2

23.

Дифференциация звуков С - Ш .

Прилагательные.

Тоже самое со звуками С-Ш.

4 четверть

-зрительного восприятия, внимания, памяти.

2

8

24.

Дифференциация звуков 3 - Ж.

Образование прилагательных от существительных.

Тоже самое со звуками 3-Ж.

- слухового внимания, памяти.

2

25.

Дифференциация звуков Р - Л.

Тоже самое со звуками Р-Л.

речевого дыхания, развитие

артикуляционной и моторики рук.

2

26.

Звук Ч. Буква Ч. Звук Щ. Буква Щ. Дифференциация Ч- III

Тоже самое со звуками Ч-Щ.

2

27.

Дифференциация Ц-С.

Тоже самое со звуками Ц-С.

2

 

 

 

 

 


24 мая 2016 в 03:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.