Годовой план
организационно-методической коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда МБОУ СОШ №1
Комиссаренко О.В.
Цель: проведение коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление речевых и психофизических нарушений у детей. (или оказание помощи учащимся начальных классов, имеющим нарушения в устной и письменной речи, в освоении ими образовательных программ).
Задачи:
1. Своевременно выявлять нарушения речи у учащихся с трудностями освоения образовательных программ с использованием современных методик обследования развития детей.
2. Совершенствовать формы и методы эффективногологопедического воздействия, способствующих наиболее полному преодолению пробелов в устной и письменной речи учащихся.
3. Осуществлять единство коррекции речи с коррекцией всей познавательной сферы учащегося в работе по устранению речевых нарушений.
4. Проводить консультативно-просветительскую работу среди педагогов и родителей.
5. Совершенствовать профессиональную компетентность.
Приоритетные направления деятельности:
· диагностическое: проведение логопедического обследования учащихся, отражение результатов в речевых картах комплектация подгрупп, определение учащихся для индивидуальной работы по коррекции произношения, выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе; при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми;
· коррекционно-развивающее: проведение фронтальных, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий по исправлению различных нарушений устной и письменной речи у учащихся;
· консультативная деятельность.
№
п/п |
Направ
ление деятель
ности и формы работы |
Цель проведения |
Содержание |
Сроки |
I Диагностико-проектная деятельность
|
1 |
Работа с детьми
Диагностичес
кое направление |
1.Выявление нарушений устной и письменной речи.
2.Уточнение этиологии характера речевых нарушений.
3.Заполнение речевых карт, корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
4. Выявление состояния устной речи учащихся – логопатов по результатам посещенных уроков.
5. Проведение психолого-педагогического и логопедического мониторинга. |
1. Логопедическое обследование и психолого-педагогическое обследование учащихся с целью установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в речевом развитии, определение детей для индивидуальной работы по коррекции произношения, комплектация групп.
2. Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза.
3. Составление расписания логопедических занятий, составление групповых, подгрупповых и индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы на учебный год.
4.Наблюдение за детьми в учебном процессе.
5. Обследование состояния письменной речи учащихся 2-4 классов по тетрадям.
6. Динамическое наблюдение в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого ребенка, занимающегося на логопедических занятиях (отражение его результатов в речевых картах).
7. Повторное обследование устной и письменной речи учащихся. |
1 - 15 сентября
Во время школьных каникул
В течение года по запросам педагогов, родителей
16 – 25 мая |
II Коррекционно-развивающая деятельность |
2 |
Работа с детьми
Коррекционно-развивающее направление |
1. Компенсация и коррекция нарушений речевой деятельности. |
1. Проведение фронтальных и индивидуальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи; по формированию правильного произношения.
2.Обеспечение диагностико-коррекционного сопровождения учащихся с отклонениями в развитии. |
16 сентября - 15 мая (согласно расписанию занятий)
в течение года |
III Консультативно-просветительская деятельность |
3 |
Работа с педаго
гами
Консультативное направле
ние
Работа с родителями |
1. Соблюдение преемственности в организации коррекционно-развивающего процесса с учащимися, имеющими речевые нарушения.
2. Обеспечение индивидуального подхода к ребёнку с учётом выявленных особенностей его речевого развития.
3. Пропаганда логопедических знаний.
4. Ознакомление родителей с результатом диагностики речевого развития детей. |
1. Посещение уроков русского языка и чтения в 1-4 классах.
2. Участие в проведении методических объединений, школьного ПМПк, педагогических советах.
3. Информирование на МО учителей начальных классов о специфических ошибках на письме и при чтении, о некоторых приемах их предупреждения и коррекции . Темы консультаций:
- Дисграфия.Виды дисграфии.
- Оптическая дисграфия
4. Проведение открытых занятий для учителей начальных классов.
5. Анализ проведенного психолого-педагогического и логопедического воздействия на школьников в течение года, оценка качества коррекционно-педагогической деятельности.
6. Участие в городском методическом объединении учителей-логопедов, участие в семинарах, конференциях.
7. Публикации статей, тиражирование опыта, участие в форумах на логопедических сайтах.
8. Выступления на родительских собраниях вначале и конце учебного года, по запросам.
9. Проведение систематических консультаций и индивидуальных бесед с родителями:
- Рекомендации логопеда родителям первоклассников.
- Артикуляционная гимнастика. Как правильно проводить ее дома.
- Развитие психических процессов в играх и игровых упражнениях
- Развитие навыков связной речи
Консультации для учителей:
- Дисорфография.
- Памятка для учителя: Типология ошибок при дисграфии.
- Особенности развития психических процессов у детей с ОНР.
10. Оказание помощи родителям в закреплении правильных произносительных навыков с детьми дома.
11. Проведение индивидуальных занятий, фронтальных занятий, «Дней открытых дверей» для родителей. |
систематически
в течение учебного года
в течение учебного года
декабрь
апрель
в течение учебного года
в течение учебного года
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
Май
Ноябрь
Февраль
Март |
IV Повышение профессиональной компетентности. Методическая работа. Организационная работа. |
4
5
6 |
Работа по повышению квалификации
Методи
ческая деятель
ность
Организа
ционная работа |
Повышение уровня профессиональ
ной деятельности учителя-логопеда. |
1. Посещение курсов, методических объединений.
2. Изучение специальной литературы по вопросам оказания логопедической помощи учащимся, имеющими нарушения устной и письменной речи.
3. Работа по теме самообразования: « Использование арттерапии на логопедических занятиях»
1. Оказание помощи студентам в прохождении логопедической практики.
1.Планирование логопедической работы на учебный год.
2.Планирование коррекционной и образовательной работы с учетом результатов обследования.
3. Оформление и ведение документации учителя-логопеда в соответствии с предъявляемыми требованиями.
4. Ведение индивидуальных тетрадей для работы с учащимися и родителями (по возможности).
5. Формирование групп учащихся с учётом речевого нарушения и возрастными особенностями.
6. Составление расписания логопедических занятий и перспективных планов логопедической работы.
7. Составление отчёта о проделанной работе за учебный год. |
в течение учебного года
по необходимос
ти
август
до 16 сентября
в течение учебного года
до 16 сентября
до 16 сентября
до 25 мая |
VРабота по улучшению оснащённости логопедического кабинета |
7 |
Улучше
ние оснащён
ности логопеди
ческого кабинета |
1.Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.
2. Повышение эффективности коррекционной работы.
. |
1. Приобретение методических пособий для пополнения базы логопедического кабинета.
2. Разработка и изготовление наглядных и дидактических пособий по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи, а также пособий на развитие психических процессов и мелкой моторики:
- развивающий коврик (цель: развитие мелкой моторики, мышления, закрепление умения делить на слоги)
- игра «Прищепки» (развитие мелкой моторики, закрепление умения делить на слоги, определять количество слов в предложениях)
- планшеты-картины на пуговицах, липучках (развитие мелкой моторики, мышления, закрепление умения делить слова на слоги)
3. Составление мультимедийных презентаций, видеофильмов для работы на занятиях. |
в течение учебного года |